24 мая - День славянской письменности и культуры

18.05.2015

24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.

Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки.

В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями в далёкое прошлое. Отмечался этот день преимущественно церковью. Был период, когда под влиянием политических обстоятельств наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в XIX веке эта традиция возродилась. А 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус.

По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно - церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. В период празднования во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям, научно – практические конференции, выставки и концерты.

Начатый процесс возрождения духовности, возвращения к истокам русской национальной культуры заставляет нас пристально вглядываться в прошлое. А музей – это хранитель прошлого, которое всегда богато, если его знаешь и умеешь понимать. Сохраняемое прошлое делает человека мудрым, позволяет по-новому глубоко смотреть на различные вещи.

Новозыбковский краеведческий музей открывает свои двери для всех желающих и с радостью показывает выставочные залы и новые экспонаты. К празднику приурочено открытие новой тематической выставки, на которой представлены из фондов музея коллекции древне-русского искусства – рукописные и старопечатные книги, а также высокохудожественная металлопластика в виде рельефных икон и крестов, выполненных из разных сплавов.

Русская национальная культура самобытна и неповторима.

До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги. Среди них и древнейшая датированная рукописная книга (1056 – 1057 г. г.) – Остромирово Евангелие, которое хранится в Публичной библиотеке им. Салтыкова – Щедрина в Санкт- Петербурге. На выставке представлено факсимильное издание пергаментной рукописи Остромирова Евангелия, которое можно назвать образцом искусства книги Киевской Руси. Написана она кириллицей, искусно орнаментирована, с высокохудожественными миниатюрами. Эта древняя книга является ценнейшим источником по истории южно- и восточнославянских языков.

Но духовное богатство нашей культуры было бы далеко неполным, если бы не существовало такого уникального, присущего только для русских людей, явления, как старообрядчество – исповедание Православия в том виде, в каком оно существовало до завоевания турками-османами Константинополя в 1453 году – города, откуда на Русь 1000 лет назад пришло христианство.

Современная история заселения Новозыбковского края тесно связана с движением старообрядцев или староверов, как они сами себя называют.

В 1660 – 1680 г. г. на территорию Стародубского полка Малороссии начали проникать и селиться старообрядцы, бежавшие из Великороссии от преследований царской власти и церковных властей. В сентябре 1701 г. стародубский полковник Михаил Андреевич Миклашевский выдал осадный лист на заселение урочища Зыбкого – так была основана слобода Зыбкая.

Вся история старообрядчества связана с сохранением традиции, которую они отстаивали беззаветно, часто не жалея жизни. Старообрядцы поддерживали традиционную русскую культуру и охраняли древние письменные источники. Основой сохранения древнего православного благочестия была и остаётся древняя книга, книжное знание. Известно, что старообрядцы, переселяясь на новые земли, везли с собой кроме необходимого домашнего скарба и многопудовые книги, потому что они знали, что книга – обязательный, непререкаемый и чаще всего единственный авторитет в любом вопросе традиционной веры и жизни.

Круг чтения староверов в основном определяли: псалтыри, евангелия, жития, повести, изборники. На выставке представлены псалтыри, октай певчий, Оправдание старообрядческой церкви, молитвенник рукописный, евангелие и другие книги.

Литература старообрядцев – грандиозный текст, вчитывание в который и есть движение по ступеням духовного совершенствования. Поэтому ясно, почему ревнители древлего благочестия не приняли исправления книг. Это означало для них расхождение между Словом и его истинной сущностью.

На выставке также можно увидеть и современные книги, выпущенные Издательским Отделом Русской Древлеправославной Церкви: «Духовный жемчуг», «Становление православия на Руси», «Сотворение Мира» и другие.

В конце XVII – XVIII в. в. печатная продукция стала вытеснять рукописную книгу, но в церковной и в особенности старообрядческой традиции искусство рукописной книги сохранилось до наших дней.

Новозыбковский краеведческий музей вот уже почти век занимается не только собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории, материальной и духовной культуры, но и эстетическим и нравственным воспитанием детей и подростков.

скульптура Чирок А.В."Октай" 1798 год. Лист с миниатюрой Иоанн Дамаскинстаропечатные книги