Григорий Львович Рошаль

С именем известного кинорежиссера, создателя более двадцати художественных фильмов, два из которых удостоены Государственной премии СССР, во многом связано развитие кинематографии в на-шей стране.

Григорий Львович Рошаль родился 20 октября 1898 года в Новозыбкове. С нашим городом в известной мере связана его кинематографическая деятельность. В одной из своих книг “Кинолента жиз-ни” об этом он рассказывает так: “Как я пришел в кино? Мне кажется, что я шел к нему с детских лет. Правда, сначала я был уверен, что мечтаю о театре, но эта мечта постепенно слилась с мечтой о новом, только что родившемуся искусстве кинематографа. Оно вошло в мою жизнь как чудо, приподнявшее завесу над тайной тайн...
Я еще маленький. Не учусь в школе. Живу с дедушкой и бабушкой в провинциальном городке. Родителям было некогда со мной в Петербурге, они только начали там строить свою жизнь и потому отправили меня к родителям отца . Вот там-то я и встретился с кино - этим чудом нашего века.
Зима. Маленький городок Новозыбков. Погруженный в густую тьму ранней зимней ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе еще нет электричества. А на воздвигнутой над воротами сада “Вольно-Пожарного общества” деревянной дуге, поражая воображение обывателя, сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух.
Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов. И на дуге пробегает надпись: “Братья Пате, Иллюзион””.
Уже в те далекие годы в сердце маленького Григория зародилось непреодолимое влечение к новому виду искусства, выросшее впоследствии в смысл его жизни, о чем в книге “Кинолента жизни” он скажет: “Живу кинематографом. Отдал и отдаю ему все свои силы и энергию. И не насытился. Мне ка-жется, чем больше пьешь из этой чаши, тем больше жажды”.
Началом творческого пути Рошаля к большому искусству стали двадцатые годы.
После окончания Тенишевского училища в Санкт-Петербурге Григорий Львович работает в Наркоматах просвещения Украины и Азербайджана, организовывает детский городок в Железноводске для проведения праздничных вечеров, спектаклей, театрализованных экскурсий. В октябре 1920 года руководит театральной студией в Кисловодске при городском отделе народного образования. В 1921 году работает в Наркомпосе России в Москве инструктором по вопросам театра в школе. Позднее он становится председателем Совета по художественному воспитанию Главного управления социального воспитания, занимавшегося созданием программы по музыке, рисованию в школах. Григорий Львович Рошаль преподает в Центральном Доме коммунистического воспитания рабочей молодежи театральный предмет. Помимо работы в Наркомпросе, театре, Доме рабочей молодежи, Григорий Львович учится в Государственных высших режиссерских мастерских. С созданием в системе Наркомпроса отдела опытно-показательных учреждений Главсоцвоса он возглавляет станцию художественного воспитания с Педагогическим театром и мастерской, осуществив постановку спектаклей “Лекарь поневоле”, “Инженер Семптон”, “Новоселье”, “Басни”.
В 1925 году Григорий Львович Рошаль приступил к съемкам своего первого фильма “Господа Скотинины”, совмещая работу в кино с постом директора педагогического театра до 1927 года. Работал на различных киностудиях, - где снял свои фильмы “Белкино”, “Его превосходительство” /1927 г./, “Межрабпромфильм”- “Саламандра” /1928 г./, “ВУФКУ”- “Две женщины” /1929 г./, “Человек из местеч-ка”, /1930 г./, “Киевская кинофабрика” - “Май в Горловке”, /1931 г./.
Появление звукового кино не оставило равнодушным молодого кинорежиссера. Он снимает свой первый звуковой фильм “Петербургская ночь” /1934 г./, с которым был представлен на Венецианском кинофестивале. В 1934 году Григорий Львович Рошаль становится Заслуженным деятелем искусств РСФСР. Последующие работы сняты на “Мосфильме” - это “Зори Парижа” /1936 г./, “Семья Оппенгейм” /1938 г./, “В поисках радости” /1939 г./, “Дело Артамоновых” /1941 г./. За фильм “Семья Оппенгейм” Г.Л.Рошаль был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В октябре 1941 года Г.Л.Рошаль работает на Центральной объединенной киностудии в г. Алма- Ата, снимает фильм “Батыры степей”, “Казахские новеллы” /1942 г./, “Песни Абая” /1945 г./. На “Лен-фильме” - фильмы “Академик Иван Павлов” /1949 г./, “Мусоргский” /1950 г./, “Римский-Корсаков” /1952 г./.
Дважды в 1950 и в 1951 годах Григорий Львович Рошаль был удостоен звания лауреата Сталинской премии.
Григорий Львович Рошаль встречался с выдающимися писателями. В их числе были Ф.Гладков, М.Горький, Ф.Парфенов, немецкий писатель Л.Фейхтвангер и французский писатель Р.Роллан. Не слу-чайно в творчестве режиссера значительное место заняла экранизация литературных произведений. Среди них “Вольница” /1957 г./ Ф.Гладкова, кинотрилогия “Хождение по мукам” состоящая из трех фильмов “Сестры” /1957 г./, “Восемнадцатый год” /1958 г./, “Хмурое утро” /1959 г./ А.Толстого, “Суд сумасшедших” /1965 г./ и “Год, как жизнь” /1965 г./ Г.Серебряковой.
Обращался он и к теме Великой Отечественной войны. Его фильм “Букет фиалок” закончила жена режиссер Вера Павловна Строева, после смерти Григория Львовича в 1983 году.
За заслуги в развитии советского кинематографа Г.Л.Рошаль был удостоен звания народного артиста РСФСР /1959 г./ и народного артиста СССР /1967 г./.
На протяжении своей творческой деятельности Г.Л.Рошаль особое внимание уделял подбору актеров и работе с ними, руководил режиссерскими мастерскими во ВГИКе. Он являлся автором более трехсот статей по различным вопросам искусства, ряда сценариев.
Григорий Львович Рошаль очень любил город своего детства Новозыбков. Несмотря на заня-тость, он часто бывал здесь. И каждый приезд кинорежиссер использовал для того, чтобы познакомить земляков со своим творчеством, своими кинофильмами. И в память о нем в 1985 году по просьбе жителей города улица Замишевская, где жил Григорий Львович, переименована в улицу имени Г.Л.Рошаля.