Николай Леонтьевич Часнык

Николай Леонтьевич Часнык
Злынковская молодежь 30-х годов хорошо помнит рослого, веселого комсомольца Николая Часныка, который в 1938 году с аттестатом отличника окончил 10 классов средней школы в гор. Злынке.

Николай Леонтьевич Часнык родился в семье железнодорожного кондуктора 26 октября 1921 года. Будучи студентом Московского мединститута, в 1940 году по комсомольской путевке ушел в авиа-цию. 23 февраля 1940 года Николай Часнык добровольно вступил в ряды Красной Армии и был зачислен курсантом военной школы летчиков-истребителей, которую закончил 21 июня 1941 года, и был оставлен в ней инструктором.
С начала Великой Отечественной войны стремится на фронт, но туда попасть удалось лишь в 1942 году. С мая 1942 года Н.Л.Часнык - командир звена истребителей полка особого назначения. Здесь он стал членом КПСС.
В годы войны старший лейтенант Часнык сделал 685 боевых вылетов, произвел 46 воздушных боев. Он лично сбил 16 самолетов противника и 11 самолетов в групповых вылетах.
... 19 марта 1944 года, вылетев на отражение массированного бомбардировочного налета /50 самолетов/ противника на железнодорожный узел г. Сарны Ровенской области, завязав воздушный бой с превосходящими силами противника Н.Л.Часнык личным примером воодушевлял летчиков. Бой был проведен успешно. Сам Николай в этом бою сбил 4 самолета противника.
В ночь на первое апреля этого года же года, вылетев на отражение нового массированного налета немецких бомбардировщиков в районе Сарны, Н.Л.Часнык, не жалея сил и жизни во имя победы над противником, в трудных метеорологических условиях сбил методом тарана фашистский самолет. За этот бой отважному летчику Указом президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “золотая Звезда”.
В июле 1944 года Николай Часнык вел бой с двухмоторным вражеским бомбардировщиком. Первой же очередью он разбил башню стрелка - радиста и повредил правый мотор самолета. Не сомневаясь, что стрелок-радист убит, Николай Леонтьевич отошел в сторону и полетел параллельно с подбитой вражеской машиной. И тут случилось неожиданное: фашистский стрелок открыл огонь по самолету Часныка. В самолете Николая заклинило мотор, он с большой скоростью стал приближаться к земле. Внизу простирались пинские леса с редкими прогалинами. Выбрав одну из них, летчик посадил машину. Зыбкая болотистая почва смягчила удар. Часнык выбрался из самолета, сквозь деревья увидел проселочную дорогу и замер: с двух сторон бежали гитлеровцы...
Допрашивали Николая Леонтьевича офицеры в эсесовской форме. Особенно внимательно изуча-ли фашисты орденскую книжку. Летчик был уже награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского. Часныка доставили в Пинск в комендатуру и сдали под распис-ку. Под усиленным конвоем его отправили в пересыльный лагерь, а затем в концлагерь близ Кенингсбер-га-Наймарка.
В барак, где находился Часнык, поместили еще одного пленного летчика - Б.Кубанышева. барак военнопленных почти вплотную примыкал к колючей проволоке внешнего ограждения. А за нею, совсем рядом, лес - лучший друг беглецов. Летчики решили прокопать под проволокой подземный ход. Работали по ночам. И все же замысел смельчаков раскрылся.
Мучительно переживал Николай неудачу с побегом. Но такая развязка не сломала волю летчика-коммуниста. 5 января 1945 года с группой пленных он снова бежал. И снова был пойман. За попытку к бегству он был осужден к уничтожению через пожизненную каторгу в Бухенвальде.
... Тысячи беззащитных людей в этом лагере смерти медленно истреблялись голодом. Многие не надеялись на спасение. Но были и такие, кто продолжал бороться. Николай узнал, что в лагере действует подпольный комитет. Вскоре Часнык сблизился с подпольщиками, став их связным....
А в это время советские войска стремительно продвигались на Запад.
1апреля 1945 года узники Бухенвальда прекратили работу. Вспыхнуло восстание. Палачей постигла заслуженная кара.
Некоторые пленные решили пойти навстречу союзникам. Николай был очень слабый. Его поместили в передовой госпиталь американцев, где ему с назойливой вежливостью предложили ехать на лечение в США. В знак протеста Часнык объявил голодовку, лишь тогда его выписали из госпиталя.
Вскоре он оказался в Дрездене, и с первым же самолетом улетел на Родину.
Быстро пролетели три года. Николай Леонтьевич поступил в военно-воздушную академию и с отличием закончил ее, командовал полком.
Служба в Вооруженных Силах СССР продолжалась до 1959 года, затем Н.Л.Часнык работает в гражданской авиации в аэропорту города Ростова-на -Дону.
Жена Н.Л.Часныка, Тамара Устиновна Памятных, в годы войны была летчиком-истребителем 125-го гвардейского авиационного истребительного полка им. Марины Расковой.
Дети этой крылатой четы гордятся родителями и не отстают от них. Дочь Елена закончила медицинский институт. Сыновья , Леонид и Александр пошли по стопам отца.