Ростислав Евгеньевич Алексеев

“Я твердо верю: недалек тот день, когда крылатые суда будут развивать поистине космические скорости”. Эти слова принадлежат главному конструктору скоростных судов, лауреату Ленинской и Государственной премии, доктору технических наук Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.

В его автобиографии, датируемой 1940 годом, записано: “Я родился 19 декабря 1916 года в семье Алексеева Евгения Кузьмича - сельского агронома. Мать - Алексеева Серафима Павловна была сельской учительницей. Родился в г. Новозыбкове Орловской области. Там поступил учиться в начальную школу г. Новозыбкова .
В 1930 году жил в г. Нижний Тагил Свердловской области. Работал на местном радиоузле слесарем по ремонту радиоаппаратуры и учился в ФЗУ с 1930 по 1933 год.
В 1933 году поступил учиться на Горьковский вечерний рабфак, работая в то же время чертеж-ником и художником в различных учреждениях.
В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт им Жданова на кораблестрои-тельный факультет. Одновременно работал художником и чертежником. С 1938 года по 1940 год работал тренером по парусному спорту. В институте выполнял общественную работу: к праздникам делал художественное оформление, был членом правления спортклуба. В 1939-1940 годах был председателем Горьковской городской парусной секции ...”.
О Ростиславе тогда все говорили, что он не просто спортсмен и ходит на яхте, он “ходит голо-вой”, рассчитывая, как поймать ветер своим парусом. А скупые на похвалу волгари звали его Адмиралом.
В семейном архиве Алексеевых сохранился листок с графологической экспертизой почерка Рос-тислава, когда ему было двадцать лет. Согласно экспертизе, чертами характера будущего главного конструктора были: независимость, склонность делать все, как думает сам, стремление преодолевать препятствия, уравновешенность, размеренность в делах, честность, сочетание моральной и физической силы, склонность к работе с техникой. Очень любопытно то, что каждое из этих качеств подтверждалось всей его последующей жизнью. Многое из них он унаследовал у родителей.
Евгений Кузьмич Алексеев - отец Ростислава много плодотворно работал в науке, был первым директором Новозыбковской опытной станции. / И хотя на пути к признанию будущего профессора было немало трудных испытаний, он с упорством и мужеством преодолевал сложные обстоятельства, сумел доказать важность своей работы для агрономии/.
Люди, знавшие семью Алексеевых рассказывали, что Ростислав в возрасте шести-девяти лет любил мастерить лодки и пускать их по реке Ипуть.
Сколько воды утекло за эти десятилетия... А новозыбковцы помнят своих земляков Алексеевых, помнят дом, в котором, кроме Ростислава было еще трое детей: его брат Анатолий, сестры Галина и Маргарита. Их мать - учительница привила детям любовь к музыке, живописи, научила видеть во всем красоту жизни. Эти качества всегда помогали молодому конструктору в его открытиях. Как же можно было без фантазии и вдохновения в 1943 году построить первый катер на подводных крыльях? Вдохно-вение молодого, устремленного к большой цели ученого позволило в 1946 году создать еще один образец скоростного катера, который достиг рекорда для того времени, пройдя в час 87 километров. Это достижение держалось почти двадцать лет.
Вокруг Алексеева постоянно было некое сильное поле: общение с ним пробуждало творческие мысли. Рядом с ним самый заурядный конструктор начинал верить в себя, в свои способности. Он нико-гда не торопился и никогда не подгонял, заражал своим примером, своей потрясающей работоспособно-стью.
1957 год. Теплоход “Ракета” - первенец крылатых судов Алексеева. Этот теплоход в дни Все-мирного фестиваля молодежи и студентов на Москве-реке открыл парад судов. Букеты цветов летели в реку, над которой проносилось белоснежное чудо. Новинка получила высокую оценку. В 1982 году отмечалось четверть века со дня первого рейса “Ракеты-1”. Факт говорит сам за себя: долговечное, хорошо работающее, надежное судно сконструировал наш земляк.
В настоящее время в мире построено и эксплуатируется около 1400 скоростных теплоходов на подводных крыльях. Восемь из каждых десяти - конструкции Алексеева. Среди них ”Ракета”, затем “Ме-теор”, “Спутник”, “Беларусь”, “Чайка”, “Буревестник”, “Волга”, “Комета” и “Вихрь”.
На многие годы вперед смотрел главный конструктор. Он прекрасно понимал, что время работа-ет на нас, но за нас оно работать не станет... Уже закончена разработка эскизного проекта теплохода “Ласточка”. На смену “Комете” придет “Альбатрос”. Вместо катера “Волга” создан “дельфин”. Завершается создание “Циклона”, “Метеор” уступает место “Зениту”. Для мелководных рек будет разработан проект теплохода “Полесье”. Но осуществить свои планы Р.Е.Алексеев не успел.
Английский технический журнал спустя год после кончины главного конструктора поместил статью. “Среди выдающихся качеств мистера Алексеева, - говорится в ней, - были его огромное чувство цели и спокойное упорство в решении сложнейших проблем скоростного судостроения. Он пользовался большим авторитетом среди близких коллег, а также большим уважением советской судостроительной и судоводительской общественности в целом”. Признанием его заслуг в мире является тот факт, что портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева в настоящее время помещен в Национальной галерее выдающихся людей ХХ века конгресса США в Вашингтоне.
Земляки чтут память главного конструктора. Его именем названа площадь в г. Нижний Новгород. На ней установлен один из отслуживших свой век “Метеоров”, где открыт музей истории советского скоростного флота. Есть улица имени Алексеева и в г. Новозыбкове, на его родине.
Выступая на митинге, посвященном присвоению теплоходу “Метеор-161” названия “Конструк-тор Алексеев”, известный речной капитан В.Г.Полуэктов напомнил, что Ростиславу Евгеньевичу в свое время был выдан диплом судоводителя всех типов скоростных судов в любых бассейнах. В этом - при-знание его больших заслуг в развитии отечественного водного транспорта, своего рода адмиральская почесть.