Зинаида Алексеевна Мамонтова

Основоположницей этого общедоступного искусства, получившего значительное распространение в нашей стране, является Зинаида Алексеевна Мамонтова. Родилась она 7 апреля 1892 года в городе Но-возыбкове. Окончила городскую женскую гимназию и Высшие женские курсы.

Родной Новозыбков в ее памяти всегда был полон чарующей прелести. С детства она любила природу, цветы, и ее всегда мучила мысль, почему цветение их так кратковременно. Ей хотелось сохра-нить надолго их самобытную красоту.
Пробовала она рисовать, но цветы получались неудачными. Засушивать цветы ей даже в голову тогда не приходило, так как в гербариях, которые она видела, растения были бурыми и не похожими на живые.
Когда Зинаида Алексеевна тяжело заболела, врачи порекомендовали ей сменить работу химика, чтобы побольше бывать на свежем воздухе. Ей предложили составлять учебные гербарии. Работа была незнакомой, но зато с цветами. Результат превзошел все ожидания: засушенные цветы сохранили свой золотистый цвет, а листья остались зелеными.
Это решило ее судьбу и Зинаида Алексеевна целиком ушла в работу. Многолетняя работа по гербаризации растений, в том числе десять лет в главном ботаническом саду, когда через руки З.А.Мамонтовой “прошла вся флора мира” дала возможность отработать технологию засушивания разных видов растений с сохранением естественного цвета и характерной формы. При этом у нее в руках оказался богатый материал - разнообразные растения, у которых есть все элементы, необходимые для живописного творчества, а именно: линия, форма и цвет.
Зинаида Алексеевна Мамонтова стала очень талантливо использовать растения для составления живописных композиций и этим положила начало новому искусству - флоризму.
Композициями З.А.Мамонтовой из засушенных растений еще до войны /1939-1940 гг./ был деко-ративно оформлен павильон “Цветоводство” на ВСХВ в г. Москве на выставке цветов. Потом организу-ются специальные выставки ее картин. Они проходят с большим успехом и вызывают восторженные отзывы посетителей, которые и назвали творчество Мамонтовой новым видом искусства и предсказали флоризму большое будущее. В это верила и Зинаида Алексеевна.
Почти сорок лет З.А.Мамонтова собирает растения, неустанно экспериментирует - как сохранить характерный и неповторимый для каждого из них цвет?
Результатом ее работы была книга “Засушивание растений с сохранением их цвета и формы”, значительно облегчающая работу по гербаризации. Оказывается, маки надо срывать только в первое утро цветения - иначе при засушивании осыпятся их лепестки. А яркие нарядные георгины, наоборот, срезают только тогда, когда раскроются почти все их многочисленные “язычки”. Чтобы не темнели листья плюща, их лучше всего просто проглаживать утюгом. А изящные цветы тюльпана очень хрупки, поэтому лучше брать слегка увядшее растение.
Сложна и сама техника засушивания. В своих композициях З.А.Мамонтова использует самые различные растения: здесь и нарядные пионы, и пышные шапки гортензий, и тонкие, напоминающие кружево, соцветия зонтичных, и оранжевые фонарики физалиса...
В 1960 году в помещении Московского городского общества охраны природы была создана секция флоризма, которая успешно работала под руководством Зинаиды Алексеевны. У нее появилось много последователей. Среди художников - флористов есть пейзажисты и даже портретисты. Они используют отдельные части растений как мазки для создания целой картины. Необходимы большое терпение, умение, вкус, чтобы выбрать из многочисленных “полуфабрикатов” именно то, что нужно для выполнения задуманной композиции.
Как и в каждом искусстве, здесь есть свои направления - они создают крупные красочные деко-ративные панно, работы других напоминают старинные русские вышивки, третьим больше по душе небольшие изящные миниатюры. Удивительно красивы бывают, например, ветки жасмина или несколько изогнутых серебристых стебельков пушицы на фоне черного бархата. А как красивы изящные соцветия калл в сочетании с прямыми стройными листьями болотных растений. Иногда творческая фантазия по-зволяет художнику создавать новые, доселе невиданные цветы - тут уже в ход идут самые причудливые формы растений - изогнутые плоды, семена, чешуйки лука или чеснока, и даже используются различные виды насекомых.
В картинах З.А.Мамонтовой и ее учеников цветы обрели вторую жизнь. Их работы - сердечный призыв к людям: “Изучайте природу, присматривайтесь к гармонии красок, учитесь у природы художе-ственной мудрости”.
Зинаида Алексеевна - участница многих выставок, награждена медалями, многократно награждалась дипломами 1 степени. В честь своего 80-летия со дня рождения и 40-летия активной работы по развитию и популяризации флоризма более 20 своих работ она подарила Новозыбковскому краеведческому музею . Многочисленные посетители музея подолгу стоят перед ее необыкновенными работами, удивляясь не только технике, но и художественному мастерству.