Павел Андреевич Расторгуев
Имя Павла Андреевича Расторгуева, доктора филологических наук, профессора бывшего Ново-зыбковского педагогического института, хорошо известно не только на Брянщине но и далеко за ее пре-делами. Большую часть своей жизни П.А.Расторгуев посвятил работе по изучению и собиранию местных народных говоров Западной Брянщины, откуда сам был родом.
Родился он в 1881 году в г. Стародубе в семье служащего. С детства увлекался литературой и проявлял большие способности в изучении русского языка, что в дальнейшем и определило его будущую профессию. После окончания Стародубского двухклассного городского училища, затем Глуховского учительского института работает в г. Стародубе учителем русского языка в городском училище.
В 1903 году П.А.Расторгуев поступает на историко-филологический факультет Московского университета. “С тех пор, - вспоминает Павел Андреевич, я занялся изучением местных говоров и соби-ранием материала для словаря”.
После окончания учебы Павел Андреевич как способный студент был оставлен в университете. Ему повезло: стал учеником выдающегося русского лингвиста, - академика А.А.Шахматова. Работая под его непосредственным руководством Павел Андреевич многое постиг в вопросах исследования русского языка. “Лет десять спустя, когда я работал под руководством академика А.А.Шахматова и когда у меня были собраны значительные материалы по словарю, А.А.Шахматов проявил большой интерес к собранным материалам и настоятельно рекомендовал продолжить эту работу. Особенное внимание он обратил на наличие в словаре характерных для русского языка элементов просторечия и областных слов, не известных белорусскому языку.
Все эти обстоятельства побудили меня к интенсивной работе по собиранию словарного материала... В дальнейшем, после 1917 года, ... у меня появились новые запросы и новые интересы, и завершение словаря было отложено”.
П.А.Расторгуев сдал экзамены на степень магистра русского языка и словесности, в марте 1917 года был избран на должность приват-доцента исторического факультета университета. В 1923 году ему было присвоено звание профессора. Оправдывая его, ученый успешно преподавал русский язык и историю словесности в университете, заведовал кафедрой русского языка в заочной промакадемии, вел курс русского языка в Московском институте имени К.Либкнехта. одновременно в 1925-1927 годах профессор П.А.Расторгуев особое внимание уделял исследованию говоров Гомельской и Смоленской областей. Он был первым ученым, начавшим диалектологическую работу в Белоруссии.
В конце двадцатых годов А.П.Расторгуева утвердили членом комиссии по подготовке кадров в научно-исследовательском институте языкознания, членом Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР. Он отлично справлялся с этими ответственными поручениями, проявляя при этом не только высокие знания, но и такие человечески е качества, как порядочность, честность, принципиальность и доброту. Он пользовался большим авторитетом среди студентов и ученых. Но нашлись такие лжеученые, которые обвинили Павла Андреевича во вредительстве в области языкознания. Его лишили права преподавать и выслали в Караганду. Через четыре года ему разрешили покинуть место ссылки но с ограничением места жительства. Так как доступ в Москву ему был закрыт, он приезжает в Клинцы к сестре.
Через два года ему разрешили преподавать курс старославянского языка и диалектологии в Новозыбковском педагогическом институте. “Лишь в 1938 году, когда я поступил на работу в Новозыбковский учительский /позднее педагогический / институт, возникла мысль об окончании словаря: студенты института в огромном большинстве были уроженцами западных районов Брянской области, преимущественно колхозных деревень, и когда перед кафедрой русского языка в конце 1938 года встал вопрос об изучении влияния русского и украинского языков на местные говоры, они горячо откликнулись и приняли участие в работе. Эта работа поставила перед кафедрой ряд проблем.
Прежде всего возник вопрос, как быть с материалами, собранными мною, начиная с 1903 года, - заниматься ли обработкой их и приступить к составлению словаря или же предварительно дополнить их, учитывая те изменения, которые произошли в словаре в годы дореволюционной жизни города и деревни? Пройти мимо этого нельзя было - “Словарь” не имел бы надлежащей полноты.
Решено было продолжить собирание материалов силами сотрудничества Новозыбковского педвуза”.
9 марта 1941 года Павлу Андреевичу Расторгуеву за многолетнюю плодотворную научную деятельность была присвоена ученая степень доктора филологических наук без защиты диссертации.
Начало великой Отечественной войны нарушило все планы ученого. Новозыбков в короткое время стал прифронтовым городом. Создалась угроза срыва выпускных государственных экзаменов. Несколько сот студентов, в том числе группа учителей-заочников, могла остаться без дипломов. И здесь государственная комиссия под председательством профессора Расторгуева сделала то, что казалось невозможным.
Заседания государственной комиссии проходили по 10-12 часов в сутки. Павел Андреевич, кото-рому исполнилось 60 лет, испытывал огромную физическую усталость, но ни разу не покинул экзаменов. И то, что выпускники сорок первого года смогли окончить институт в первые недели войны, - большая заслуга Павла Андреевича Расторгуева.”.
В августе 1941 года в Новозыбков вошли оккупационные войска. По состоянию здоровья Павел Андреевич не смог эвакуироваться. Его несколько раз вызывали в городскую управу, предлагали возгла-вить городской отдел народного образования, стать переводчиком. Но каждый раз он отказывался от этих предложений, ссылаясь на слабое здоровье. Сам же, уединившись в своей квартире продолжал работать над “Словарем народных говоров”.
После освобождения Новозыбкова от фашистских захватчиков Павел Андреевич Расторгуев принимал самое активное участие в восстановлении педагогического института. Одновременно он гото-вил аспирантов по словесности из преподавателей своего института и вузов Белоруссии. Так как из-за болезни сердца ученый уже не мог никуда выезжать, он принимал аспирантов в своей квартире. Здесь в присутствии белорусских лингвистов Павел Андреевич принимал кандидатские экзамены. Одновременно он работает над “Словарем”.
“К концу 1954 года “Словарь” в основном был подготовлен к печати. Эта работа была коллек-тивной. В ней принимали участие студенты института. Большинство собирателей говоров не ограничи-лись одной своей деревней, а имели связь с другими селами своего и соседних районов; некоторые же студенты принимали участие и в обработке собранных материалов, комплектовании “Словаря” и подго-товке его к печати”. Один экземпляр рукописи “Словаря” народных говоров западной Брянщины под редакцией академика-секретаря В.В.Виноградова Павел Андреевич Расторгуев в 1956 году подарил Новозыбковскому краеведческому музею. Однако его книга вышла в свет спустя четырнадцать лет после смерти ученого.