Виктор Митрофанович Лихоманов
Навсегда прославили себя моряки советского Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны. Огромный вклад в разгром фашистов в Заполярье внесли моряки торпедных катеров Северного флота. Среди моряков Северного флота был и уроженец Новозыбкова Виктор Митрофанович Лихоманов. Родился он в семье железнодорожника в 1919 году. Окончил Новозыбковскую железнодо-рожную школу, после окончания которой поступил в Ленинградское военно-морское училище. После окончания училища продолжил службу на Северном флоте в качестве командира торпедного катера “ТКА- 13”.
Здесь на Северном флоте, и застала его Великая Отечественная война.
Основной задачей экипажей торпедных катеров являлось уничтожение транспорта противника. Наиболее активные их действия развернулись в конце 1943- начале 1944 годов, когда была создана бригада торпедных катеров. 21 апреля 1944 года на вражеские коммуникации вышли катера “ТКА - 13” /командир - лейтенант В.М.Лихоманов/ и “ТКА- 114”/командир-лейтенант В.И.Шленский/ во главе с командиром дивизиона В.П.Федоровым.
В 2 часа 16 минут 22 апреля на встречном курсе катерники обнаружили 8 сторожевых катеров, за которыми следовали транспортные суда. Гитлеровцы, почувствовав опасность, поставили дымовую завесу и открыли сильный огонь из пушек и пулеметов.
“ТКА-13” и “ТКА-14” трижды пытались прорваться к транспорту врага, но каждый раз оказыва-лись в полукольце кораблей охраны и вынуждены были отходить. Встретив упорное сопротивление числено превосходящих сил противника, катерники решили пойти на хитрость: сделать вид, будто отказались от атак. Капитан-лейтенант В.П.Федоров приказал звену отойти прямо по курсу конвоя. Замысел удался. Противник действительно посчитал, что торпедные катера ушли из этого района, в то время как катера через некоторое время подошли с кормы. В стремительной атаке катерники потопили крупный транспорт и сторожевой корабль, был выведен из строя пулеметным огнем вражеский сторожевой катер.
После выполнения боевого задания звено торпедных катеров без потерь вернулось на базу.
Все участники этого боя удостоились правительственных наград. Народный комиссар Военно-Морского Флота Н.Г.Кузнецов выразил благодарность, а политическое управление Северного флота посвятило экипажам “ТКА-13” и “ТКА-14” специальную листовку. Командирам катеров - В.М.Лихоманову и В.И.Шленскому были досрочно присвоены очередные воинские звания.
Последним морским боем Виктора Митрофановича Лихоманова был бой в районе Кобхольм-фиорда 15 сентября 1944 года. Ранее, 14 сентября 1944 года воздушная разведка обнаружила оживленное движение судов в Бек-фиорде, что явилось верным признаком формирования очередного конвоя. Из главной базы в море вышли катера под командованием капитана 3 ранга В.П.Федорова, достигшие к 20 часам района мыса Маккаур и начавшие поиск противника на встречном курсе. В 20 часов 30 минут из маневренной базы вышли катер “ТКА-13” , которым командовал старший лейтенант В.М.Лихоманов и “ТКА-213”, которым командовал капитан-лейтенант П.П.Остряков. эти катера должны были во взаимодействии с ночными самолетами-осветителями выполнить задачу разведки прибрежных коммуникаций в районе островов Лилле-Эккере и Варде. И при обнаружении конвоя навести на него поисково-ударную группу капитана 3 ранга В.П.Федорова. Поиск конвоя основной группой и катерами В.М.Лихоманова и П.П.Острякова в районах маяка Стуршер, мыса Харбакен и Кобхольм-фиорда не дали результатов.
Тогда катера “ТКА-13” и “ТКА-213” по приказу командования были направлены вдоль берега от входа в Бек-фиорд до Пеура-Вуоно. Вскоре они в предрассветных сумерках обнаружили транспортные суда противника, следовавшие в сопровождении большого количества тральщиков, сторожевых кораблей. Старший лейтенант В.М.Лихоманов донес об этом на береговой командный пункт и, учитывая превосходство противника, принял решение уклониться от боя, чтобы нанести на конвой ударную группу и затем вместе с ней атаковать противника. Это было единственно правильное решение - и не только из-за численного превосходства противника, но и из-за наступившего рассвета, когда шансы катеров были окончательно сведены к нулю. Однако капитан-лейтенант П.П.Остряков, сделал запрос В..М.Лихоманову о том, будет ли он атаковать, но не дождавшись ответа, бросился в атаку. В.М.Лихоманов, видя это, попытался оказать помощь, последовал за катером “ТКА-213”. Не выдержав вражеского огня, катер Острякова, поставив дымовую завесу, стремясь оторваться от сторожевых катеров и кораблей противника и прикрыть катер “ТКА-13”, стал выходить из боя. Катер В.М.Лихоманова значительно отстал от “ТКА-213”, ведя при этом ожесточенный бой. Противник прекратил преследование “ТКА-213” и окружил катер “ТКА-13”, отрезав ему путь к нашему побережью.
Катер Лихоманова долгое время вел неравный бой, стремясь вырваться из окружения. Командир катера “ТКА-213” П.П.Остряков, видя в каком положении находится ведущий катер, неоднократно пы-тался отвлечь на себя сторожевые катера противника, завязал с ними бой, но выручить боевых товарищей все же не смог.
В 5 часов 32 минуты 15 сентября 1944 года с “ТКА-13” была получена последняя радиограмма: “Командир убит, моторы вышли из строя. Катер тонет”.
На глазах у моряков катера Острякова и подоспевших к тому времени наших летчиков торпед-ный катер, расстрелянный гитлеровцами в упор, пошел ко дну. Такой дорогой ценой пришлось расплачиваться катерникам за недисциплинированность и безрассудную лихость командира “ТКА-213”.
... Виктор Митрофанович Лихоманов ушел из жизни совсем молодым: ему было всего 25 лет. Но за свою короткую жизнь он проявил себя как отважный и опытный командир, уничтожив 10 вражеских судов. За боевые подвиги он был награжден двумя орденами Красного Знамени. Посмертно ему было присвоено воинское звание капитан-лейтенант Военно-Морского Флота.
Память о Викторе Митрофановиче Лихоманове увековечена в памятнике в городе Мурманске. На мемориальной доске золотыми буквами написано: “Вечная слава катерникам-североморцам. Погибли в море при выполнении боевого задания офицеры Лихоманов В.М., Попов П.П., Симонов М.А.”.
Помнят нашего земляка и в родном Новозыбкове. Память о нем увековечена в названии одной из улиц города.